Астрология

(astrologia, от астро... и греч. logos - "учение").

Общепринятого определения А. до сих пор не существует, в разных источниках приводятся разные формулировки (их общее число достигает нескольких десятков). Наиболее адекватным представляется определение, предложенное Робертом Хэндом:

"Астрология - наука, изучающая характеристики данной точки в пространстве/времени при помощи соотнесения её с другими точками того же континуума, и пользующаяся символическим языком, связанным с космическими структурами".

Отставляя в сторону достаточно спорный вопрос о "научности" А., следует подчеркнуть несколько важных моментов, связанных с данным определением. Во-первых, это определение не подразумевает непосредственного воздействия небесных тел на земные события, а прежде всего указывает на символическую соотнесённость между событиями разного масштаба. Во-вторых, А. не представляет собой астральный культ; представления об одушевленности небесных светил и о том, что они диктуют свою волю людям, не являются здесь обязательными и отвергались многими астрологами еще в древности. Небесные констелляции воспринимались ими зачастую лишь как отражение состояния мира, а не как его причина. В-третьих, астрология не является фаталистическим учением, постулирующим абсолютный детерминизм жизни человека и всей Земли в целом. В.Силецкий указывает: "Жёсткая детерминистская (в духе Ибн-Рушда) сторона не являлась ни главной, ни преобладающей в астрологии; не вполне правомерно приравнивание фатума к астрологическому предсказанию, ибо, как справедливо замечает Цицерон, "Если всё решает судьба, то какой мне прок от гадания?" ("О дивинации", II, 20)". В-четвёртых, А. на самом деле не является системой предсказаний или гаданий. А. - учение о соотнесённости человеческих ритмов с ритмами космоса. Изучив влияние космических факторов на прошлое и на настоящее человека, астролог может сделать прогноз на будущее, но целью его зачастую является не точность прогноза, а достижение человеком наибольшей "слаженности" своих и космических ритмов. Отметим, что в разные эпохи встречаются убеждённые астрологи, не занимающиеся предсказаниями и воспринимающие астрологов-прорицателей приблизительно как врачей, которые стремятся не вылечить больного от болезни, а точно определить, через сколько времени он от этой болезни умрёт.

Обсудив различные аспекты, связанные с определением А., предложенным Р.Хэндом, отметим, что ряд исследователей (вслед за Р.Бертело и Д.Радьяром) трактуют термин "А." в более широком смысле, связывая его с понятием космического мироощущения. Д.Радьяр в "Астрологии личности" писал:

Таким образом, А. в узком смысле этого слова (А. как наука) является лишь порождением определённой фазы данного исторического процесса.

Отрасли А. можно классифицировать по двум основаниям:

I. Объект изучения. Наиболее развитыми являются отрасли А., изучающие мир человека в разных масштабах: от самых глобальных проблем человечества, нации, города, больших коллективов (мунданная астрология) до исследования взаимодействия нескольких людей (взаимоотношений астрология) и изучения конкретного человека и его частных проблем (индивидуальная астрология, в которой можно выделить психологическую астрологию, медицинскую астрологию, кармическую астрологию и др.). Однако предметом изучения А. являются не только люди, но и любые другие земные объекты и явления: как природные образования (этим занимаются астрогеология, астросейсмология, метеорологическая астрология, астроминералогия, астроботаника, астрозоология и т.п.), так и искусственные образования, порой даже не существующие на материальном плане (семья, произведение искусства, предприятие, идея, вопрос; см., в частности, элективная астрология, хорарная астрология).

II. Изучение гороскопа или каких-либо астрологических принципов и концепций может производится в статике (натальная астрология и т.п.) и в динамике (развитие объектов во времени изучают прогнозные методики, изменения в пространстве изучают методики астролокальности).